?

Log in

Вести с ruCamp

« previous entry | next entry »
июл. 18, 2010 | 12:10 am

Конспект с ruCamp 2010, Секция "Образование завтра".
Это не цитаты авторов, это то, что я записал в свой Moleskine, когда их слушал!

Александр Неклесса:

Образование vs Обучение: первое дает компетенции для решения жизненных задач, второе - квалификацию в конкретной области.

Актуальные тренды:
1. Образование, "упаковка знаний" и методология. Методологически мир переживает 5-ую революцию - синергетическую (предыдущие: системный подход, исследование операций, не помню, не помню).
2. Переоценка нематериальных активов, goodwill.
3. Востребованность сложноорганизованных культурных сред, для воспитания "сложноорганизованного" человека; образование "haute couture".
4. Расширение возможностей человека, приобретение новых возможностей через развитие технологий.
5. Внегосударственные объединения людей.
6. Искусственный интеллект, в смысле программы, которая сама принимает решения или помогает принимать решения.

"Старое" (классно-урочная система, учитель-ученик, оценки) и "новое" (асинхронное - on-demand, индивидуализированное, с фокусом на компетенциях) образования живут в разных мирах, между ними нет связи. Каждое развивается согласно своей логике, но развиваются оба. Невозможно преобразовать институцию старого образования в институцию нового. Новое может маскироваться под старое, зарождаться внутри старого, но не преобразовываться. Нельзя же сказать - перобразование путем уничтожения. =)

Вадим Чеклецов
. Дополненная реальность.

"Дополненная реальность" - это наша завтрашняя реальность (а местами - уже сегодняшняя). Ее можно использовать в образовании. Все.

Марина Пинская. Гуманитарные инструменты.

Take control of your own learning. Английское слово "learning" на русский вообще адекватно не переводится.
Портфолио. Персональный + профессиональный план развития.

Павел Лукша. Про тренды.

Пообещал повсеместное проникновение интернета, причем в 60% случаев - на скорости 100 mbit.
Обратил внимание на рост населения старше 60-ти лет.

Тут мы разбились на группы и немножко развлеклись постановками вопросов про радости и угрозы образования в будущем. В нашей группе был поднят интересный вопрос - о роли преподавателя в условиях всеобщей доступности знания. Пришли к выводу, что преподаватель в данном случае становится не носителем знаний, а менеджером-коучем, основная задача которого - заинтересовать и направить (а конкретный предмет ему даже не особо и важен).

Дальше пошло еще интереснее:

Вадим Котельников

Не учить, а - вдохновлять! (прямо по нашей догадке, да. Дальше, правда, пошла сплошная реклама.)

Андрей Волков, Ректор Московской школы управления СКОЛКОВО

В образовании есть две проблемы:
1. Экономика (кто, кому, сколько и т.д.)
2. Содержание и метод

Главное в экономическом аспекте - конкурентноспособность. Конкурировать приходится на трех рынках:
1. За студентов
2. За преподавателей (мировой рынок - несколько сотен или тысяч человек с гонорарами 100-700 тыс. USD)
3. За финансовые ресурсы (правительственные, корпоративные и частные)

При этом нужно учитывать, что по факту мы вышли на мировой рынок, и во всех трех сферах конкурируем со всем миром. Многие наши институты этого упорно не хотят понимать, отсюда и разговоры про "демографический спад 90-х" и т.д.

Что у нас есть хорошего: воспоминания о прошлом. Это уже немало. Однако, все попытки вернуться туда - это попытки построить машину времени.

Что еще хорошего: фактически в России нет барьера для получения высшего образования. Это впервые за всю историю - любой человек может быть принят в ВУЗ, такого никогда не было.

Про содержание и метод:
Во-первых, каждому университету нужно определиться - к какому типу он относится? Сейчас мы имеем в наличии все типы университетов, какие только известны из истории:
1. Схоластическая школа (со времен Древней Греции)
2. Болонский универстиет (свобода выбора предметов для изучения, XI век)
2. Гумбольдтовский университет (исследовательский, 1809 г.)
3. Политехническая школа (технологический, картезианский, 1794 г.)
4. Проектные институты (конец 20 века)

Общая картина мира:
Знания в современном мире дефицитом не являются. Они есть везде (в сети), и ничего не стоят.
Дефицитом - товаром, за который готовы платить - является человеческое общение.
Образование - это коммуникация. Если нет коммуникации - нет и образования (обучение - может быть). Поэтому содержание образования определяет сам учитель, непосредственно находящийся в контакте с учеником.

...вообще дядька из Сколково мне показался _очень_ толковым и умным. И, чувствуется, у него-то проблем - чему учить и как учить - нет, есть четкий план действий. На вопрос - зачем вы сюда приехали? - ответил - да ни зачем. организаторы пригласили приехать-рассказать, вот и приехал. Ну и, как Женька говорит, - "дорогой мужчина". Угу, прям деньгами от него пахнет.

В кулуарах еще поговорили о кризисе картезианских представлений о разделении человеческих знаний по отраслям, в противовес проектному подходу - когда нужно получить работающий результат, и не важно, какие отрасли знания при этом должны быть привлечены. По-моему, это как раз про системную инженерию, да. Ну и вообще - про западные подходцы - сначала разделим и наведем границы, потом будем мучительно думать - а как же собрать обратно как бы разные процессы, происходящие одновременно и в глубокой взаимосвязи. М-да.

Таким был первый день rucamp'a. Вот не знаю - идти завтра? Обещают разрешение всех поставленных сегодня вопросов, вплоть до построения бизнес-планов. Или поехать в Рузу - покупаться и лекцию прочитать?
Метки: ,

Ссылка | комментировать | Поделиться

Comments {3}

тезисы выступления Александра Неклессы

from: anonymous
date: июл. 18, 2010 11:14 am (UTC)
Ссылка

Rucamp 2010. 17.07. 12.15. СТРЕЛКА

АЛЕКСАНДР НЕКЛЕССА. БУДУЩЕЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ. СЛОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК В СЛОЖНОМ МИРЕ. ГЕШТАЛЬТ (тезисы доклада)

"В войне пространство можно вернуть, время – никогда". Август фон Гнейзенау

1. Борьба за будущее. Оценка продвижения. Образование в ситуации цивилизационного/социального транзита. Обучение и образование. Квалификация и компетенция. Образование prêt-à-porter и haute couture. Знание и умение.

2. Сосуществуют, т.к. решают разные задачи, но существуют в разных мирах: собственная логика /параллельного/ развития. Иное может маскироваться под привычное, зарождаться внутри него, но это не upgrade прежнего.

3. Аутопоэзис. Окрашенная реальность (подлинное – упрощенное – симулированное). Птичий язык. Косвенный взгляд.

4. Категория "будущее". Различие времени физического и социального. Мера будущего. Со-творение (эмерджентность "воплощенного действия"). Иное.

5. Человечество движется к точке сингулярности: "большому социальному взрыву" (BSB), - критической сумме изменений в различных областях практики.

6. На первый взгляд изменения химеричны: экспансия массового общества сопровождается индивидуацией, вилиджизация – урбанизацией, общее омоложение мира – старением прежнего круга цивилизации, наряду с глобализацией развивается локализация, а с постиндустриализмом нематериальных активов сосуществует высокое индустриальное производство.

7. В сфере культуры меняются: картина мира, понимание реальности, отношение к ней, представления о смысле жизни. В том числе радикально: комплексная реальность ("действительность" + психологические проекции + виртуальные смещения), up & down shifting, культура смерти, etc.

8. В сфере знания – поиск новой методологии познания и действия (в среде неопределенности).

9. В сфере политики параллельно прежней системе МО (international relations) выстраивается система связей новых субъектов существенного влияния (intra-global relations). Групповой и персональный суверенитет.

10. В сфере экономики растет роль нематериальных активов, происходит капитализации нестандартных областей практики, диверсификация и утверждение (институализация) хрематистики. Подходы к новой институализации в сфере финансовых операций и субъектности в финансовых отношениях, а в перспективе – их радикальная реорганизация (финансы – информация – математика) и новая предметность (трансфинитная экономика).

11. 5 актуальных направлений:

• образование, упаковка знания, методология;
• переоценка нематериальных активов (goodwill), формирование сложной среды быта и действия;
• нео-антропология (искусственные/резервные способности + особые умения /саванты/ + квази-мутации + negantrop);
• новые влиятельные субъекты социальных связей (АС-структуры);
• искусственный интеллект (гипер-функциональность, Σ, новая субъектность.

12.

Ответить | Тред

Спецкурс Александра Неклессы

from: anonymous
date: июл. 18, 2010 01:48 pm (UTC)
Ссылка

Александр Неклесса. Спецкурс "Человек и действие в новом мире". Программа. Тезисы.
http://www.intelros.ru/intelros/biblio_intelros/budushhee-kak-predchuvstvie/1374-speckurs_aleksandra_neklessy_jelitogenez.html

Ответить | Тред

Юрий Куприянов

Re: Спецкурс Александра Неклессы

from: ykkks
date: июл. 19, 2010 06:43 am (UTC)
Ссылка

КТО ЗДЕСЬ? 8-()

Ответить | Выше | Тред